Жилищный вопрос – тема злободневная, чтобы не сказать болезненная. Признают этот факт и власти, на протяжении десятков лет неустанно декларирующие намерение «вытащить россиян из трущоб». Нельзя сказать, что дело не продвинулось дальше деклараций: программа материнского капитала, регулярно, надо признать, индексируемого, льготная ипотека, стимулирующие выплаты для молодых специалистов – все эти меры так или иначе делают приобретение заветных квадратных метров доступнее.
Однако предпринимаемые властями меры имеют и обратный эффект – так, льготная ипотека «перегрела» рынок недвижимости, следствием чего стали взлетевшие цены на жильё, парадоксальным образом сделавшие его даже менее доступным, чем до введения льготной ипотеки. Кроме того, такого рода помощь предполагает серьёзные вложения со стороны самих граждан, что делает её доступной далеко не каждому нуждающемуся.
В то же время прямая и не требующая софинансирования со стороны нуждающегося гражданина помощь в улучшении жилищных условий с каждым годом становится всё менее доступной. Если следовать букве закона, на такую помощь вправе рассчитывать граждане, площадь жилья которых меньше установленной в регионе нормы. К примеру, в Москве норма составляет 10 кв.м. на каждого члена семьи, проживающей в отдельной квартире, и 15 кв.м. на члена семьи для проживающих в коммунальной квартире. В регионах условия, как правило, менее лояльные. В большинстве из них для постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на каждого члена семьи должно приходиться не более 6 кв.м. площади. Впрочем, постановка на учёт в большинстве случаев мало что даёт, ведь объёмы ввода социального жилья настолько мизерны, что предоставления жилья приходится ждать десятилетиями.
Несколько более реально претендовать на получение субсидии на улучшение жилищных условий, однако сумма такой выплаты редко полностью покрывает стоимость нового жилья, поэтому вложения собственных средств обычно избежать не удаётся.
Наконец, рассчитывать на предоставление нового жилья вправе жители домов, признанных аварийными. Такие дома расселяют, предоставляя их жителям новую жилплощадь – и, как правило, обитателям аварийного дома не приходится ждать расселения долгие годы, как это сплошь и рядом происходит с очередниками, ожидающими улучшения жилищных условий.
Безусловно, свои подводные камни имеются и в данном случае. Так, местные власти вовсе не стремятся получить на баланс очередной аварийный дом, поэтому не торопятся признать жильё аварийным – даже когда для этого имеются более чем веские основания. Чиновники рассчитывают на то, что жители сочтут спор с администрацией по улучшению жилищных условий безнадёжной затеей, и откажутся от борьбы за свои законные права.
Действительно, для человека, не имеющего ни опыта взаимодействия с государственной машиной, ни юридического образования, отстоять свои права может быть очень непросто. Однако «непросто» не означает «невозможно» - особенно если воспользоваться профессиональной правовой поддержкой.
Грамотный юрист по улучшению жилищных условий возьмёт на себя общение с чиновниками, не позволив им отделаться привычными отписками и отправить обращение нуждающегося в помощи человека в мусорную корзину. А в случае вынесения необоснованного отказа – подготовит исковое заявление и представит интересы своего заявителя в суде.
Появились вопросы? Необходима подробная консультация по улучшению жилищных условий? Просто позвоните нам или заполните форму на сайте, заказав обратный звонок – мы знаем, как защитить ваше законное право на крышу над головой!